СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ В ШЛИССЕЛЬБУРГЕ
-
Северное сияние в Шлиссельбурге.
Фотографии Екатерины Апрелевой
В Шлиссельбурге тоже можно увидеть северное сияние!
Удивительное природное явление на мгновение задержалось в Шлиссельбурге в марте 2024 г., подарив невероятный спектр эмоций и волшебных кадров.
ФИЛЬМ! ФИЛЬМ! ФИЛЬМ!📽🎬
На фотографиях:
кадр из фильма Виталия Мельникова «Женитьба» (1977 г.); съёмочный процесс сериала "Невский"-7 в «Гостевом доме Шлиссельбургъ» (Февраль. 2024 г.).
У Шлиссельбурга давние отношения с российским кинематографом. Сюда влекут и историческая целостность, и застывшая красота минувших эпох. А Петровский причал, Сенная площадь, улица Жука и Гостиный двор не раз становились кинематографическими декорациями.
Виталий Мельников был первым кинематографистом, открывший Шлиссельбург миру кино. В 1977 году известный режиссер выбрал Шлиссельбург для съемок фильма «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя. Мельников собирался снимать фильм о том, как в большом, суетном городе люди пытаются обрести свое маленькое счастье. Но именно Шлиссельбург, как нельзя кстати, отвечал этой задумке, и киноверсия, по настоянию режиссера, снималась не в парадном Ленинграде.
Съемки фильма стали настоящей сенсацией. Возводились декорации, на улице, в магазине или в столовой можно было встретить известных артистов: Евгения Леонова, Светлану Крючкову, Владислава Стриженова, Олега Борисова, Майю Булгакову, Борислава Брондукова, Валентину Талызину и многих других. По старому Гостиному Двору бегал за очередной юбкой Кочкарев (Олег Борисов). На углу трёхэтажного купеческого дома он объяснялся с «женихом» Подколесиным (Алексей Петренко). Местные жители с удовольствием участвовали в съемках.
«Женитьба» была первой кинокартиной, снятой в Шлиссельбурге, на многие годы определив любовь кинематографистов к нашему городу. Здесь снимались современные картины и фильмы о минувшем времени: «Гарпастум» Алексея Германа - младшего, «Встретимся в метро» Виктора Соколова, «Четвертая планета» Дмитрия Астрахана, «Сестры» Сергея Бодрова и другие.
И «Гостевой дом Шлиссельбургъ» пришёлся по сердцу съемочным коллективам уже в своё первое лето в 2010 г. С тех пор купеческий дом у истока Невы и его интерьеры не раз становились декорациями к современным сериалам «Чистая проба» с Татьяной Арнтгольц, Алексеем Макаровым и Евгением Прониным (2010 г.), «Чужое лицо» с Алексеем Кравченко (2017 г.), «Невский»-7 с Антоном Васильевым, Андреем Гусевым и Дмитрием Паламарчуком (2024 г.).
В тексте использованы материалы воспоминаний Виталия Мельникова «Жизнь. Кино»". 2011 г.
27 ЯНВАРЯ 1944 Г.
Сегодня исполнилось 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Подвиг Ленинграда, выстоявшего в дни блокады, стал одним из важных тем в творчестве многих художников. Одним из летописцев блокады Ленинграда был Ефим Яковлевич Хигер – график, иллюстратор книг, художник кино.
В музее Гостевого дома хранится удивительная книга – Ленинградский блокнот рисунков художника Ефима Хигера «Мы, обожженные блокадой, просим тишины…» 1941-1944 гг. Это уникальное издание особым образом переплетается с историей нашего дома. Художник Ефим Хигер был мужем Натальи Камковой, внучки купца Поташова, балерины, хореографа, выдающегося балетного педагога. 21 января ей исполнилось бы 117 лет.
Дом на Чекалова 4 - немой свидетель страшных событий 1941-1943 гг. - хранит память о героях Шлиссельбурга.
18 ЯНВАРЯ 1943 Г.
Сегодня исполнился 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда. Наступательную операцию назвали «Искра», знаменуя крылатую фразу: «Из искры возгорится пламя...». В ходе операции был освобожден Шлиссельбург и положено начало полному освобождению Ленинграда.
18 января... Эта дата навечно вписана в героическую историю нашего города и страны.
"<...> В Шлиссельбурге должна быть улица Восемнадцатого Января. Со временем застроим эту улицу, сады посадим, памятники поставим. И, когда начнет говорить мальчонка, спросит он мать, почему называется так улица, она ему и о восемнадцатом дне января расскажет, и о том, как город от врага отбивали, и кто знает, может, и нас добрым словом помянет" (В. Саянов. "В боях за Шлиссельбург").
По материалам Ю.В Овсяникова. "Бои за Шлиссельбург 1941-1943 гг.", 2013 г.
Илл.: Красноармеец Губанов устанавливает Красное знамя над Шлиссельбургом 18 января 1943 г. (газета "Правда", 23 января 1943 г.)
ПО-НАД НЕВОЮ🌬
"По-над" - (нар.-поэт.) древний и очень выразительный предлог, он обозначает одновременно вдоль и над. Этот предлог, как никакой другой, способен передать природное действо, разворачивающееся у истока Невы.
По-над Невою туман - это завораживающее зрелище можно наблюдать в дни крепких морозов и ясного солнца, и Нева при этом всё ещё не скована льдом.
КУПЕЧЕСКИЙ ДОМ У ИСТОКА НЕВЫ
В декабре "Гостевому дому Шлиссельбургъ" исполнилось 14 лет, а Дому купца А. Поташова - 165.
Алексей Григорьевич Поташов (1837–1898) начал строительство дома для своей семьи в 1858 г. Трёхэтажный каменный дом с цокольным этажом, расположенный по красной линии застройки северной стороны ул. Чекалова (бывший Богоявленский проспект) в северо-западной части Шлиссельбурга у начала Новоладожского канала императора Александра Второго в истоке р. Невы, представляет собой классический образец жилого каменного купеческого дома исторического центра Шлиссельбурга второй половины XIX в.
Благодаря ныне здравствующему правнуку купца Поташова, Валерию Петровичу Гуттаковскому, который передал фамильные ценности в дар музею, стало возможным создание музея купеческого быта в «Гостевом доме Шлиссельбургъ» и сохранение памяти о купеческой семье.
В музее экспонируются подлинные предметы интерьера, фотографии, собрания сочинений классиков русской литературы, изданные на рубеже XIX-XX вв., из личной библиотеки купеческой семьи.
История гостеприимства в доме Поташовых берет свое начало на рубеже XIX-XX вв., когда второй этаж был отведён под меблированные комнаты и сдавался семье немецкого фабриканта Стуре. Новая история гостеприимства в доме на Чекалова, 4 начинается в 2009 г. и соединяется с проектами в области культуры и искусства.
Полюбуйтесь, какой подарок смастерили для нас наши талантливые друзья из Шлиссельбургской детской художественной школы! Домик полностью повторяет очертания Гостевого дома, и в нем гостеприимно зажигается свет! С любопытством отыскиваем "Ореховый зал", "Кабинет купца", люкс "Раймонда". Экспонируется в службе приема и размещения в новогодние каникулы. Приходите любоваться!
--
"Гостевой дом". Бумага, вата, акрил.
Автор чуда - Серафима Латыпова. ДХШ. 2023 г.
ГОРНИЧНАЯ ИЛИ УБОРЩИЦА?
«Прекрасная шоколадница», работа Жана-Этьена Лиотара
1744 год
- Мы ищем горничную.
- То есть уборщицу!
- Нет, именно горничную.
- А какая разница!
⁉ Это безапелляционное утверждение вдруг застало нас врасплох. Мы задумались, для нас разница казалась очевидной и более глубокой, чем просто игра слов. А вы знали, что не каждая уборщица готова стать горничной? Об этом нам поведала одна из соискательниц на вакансию горничной.
📖Историческая основа слова "горничная" сегодня практически забылась. И мы обратились к первоисточнику - этимологическому словарю М. Фасмера. Итак, слово "горничная" произошло от созвучного слова го́рница «(лучшая) комната (в крестьянском доме)», производное от др.-русск. горьнь «верхний» от гора́. Отсюда го́рничная, т. е. «работница, которая прибирается верхних покоях, в которых живут господа и гости».
В толковом словаре Д.Н. Ушакова находим: "<...> в обязанности горничной входили уборка комнат и др. домашние работы, но не стряпня". В XIX веке горничные непременно включались в штат работников аристократических и купеческих резиденций.
🧹Звание горничной надо было заслужить. Свой статус горничные приобретали в результате 6–8-летнего опыта практической работы. Горничные, имеющие специальную подготовку, назывались «столовая горничная», «горничная с шитьем» или «горничная за лакея».Суммируем знания об этих профессиях в XXI веке.
📌Горничная – это название профессии, которое используется для обозначения работницы, ответственной за поддержание чистоты в отелях, гостиницах или частных домах. Профессии горничной можно обучиться в образовательных учреждениях, специализацией которых является туризм и гостеприимство, но чаще всего - непосредственно на месте работы. Горничной поручают уборку номеров, стирку и глажку одежды. Работа горничной требует аккуратности, внимательности и организованности, умения работать с техникой, соблюдения этикета и строгой конфиденциальности.
📌Уборщица – более общее название профессии в разных сферах, которое применяется для обозначения работницы, отвечающей за поддержание чистоты на вверенной ей территории, вынос мусора, уход за санитарными комнатами и поддержание чистоты в общественных зонах. К важным требованиям профессии относят хорошую физическую форму, умение работать с клининговым оборудованием и химическими средствами, чистоплотность, и даже умение работать в команде.
❓На вопрос, где проходит граница между двумя профессиями, нет однозначного ответа. Камеристка, ключница, экономка, гувернантка, домработница - значение термина "горничная" всегда развивалось, распадаясь на тонкие нюансы смысла в зависимости от места работы. Но ясно одно, сколь бы ни были размыты обязанности горничной, к моральным качествам и профессиональным компетенциям горничной традиционно предъявлялись самые высокие требования.
🖋Кстати, в русской классической литературе довольно много занимательных литературных образчиков, описывающих рабочий день и перечень дел горничной ("Вошла горничная Люба с чашкой шоколада и серебряным подносом с печеньями". А. Н. Толстой, "Чудаки").
🔍 К слову, мы всегда сможем определить, кто наводил порядок в Гостевом доме: горничная или уборщица. Для себя мы определяем работу горничной как работу по наведению порядка, стремящуюся к уборке высокого класса. При этом у каждой нашей горничной есть собственный "почерк", позволяющий проявлять индивидуальность в создании уюта и наведении порядка высокого класса. Кстати, одна из наших горничных, которую мы так долго искали, обучалась французскому языку.
«МАМА»
Каслинское литьё
Невзрачный, как простой валун,
Равняться с бронзой он не может,
Но, если мастер сердце вложит,
Сравнится с золотом чугун.
Возьми фигурку на ладонь —
Она из чугуна отлита.
Не твой ли быстрокрылый конь
Вздымает звонкие копыта?
Не ты ли рвёшься сквозь огонь
С врагами злобными сразиться?
Не твой ли путь запечатлён
Рукой кудесника-каслинца?
Людмила Татьяничева. "Каслинское литьё"
<2013>
Кабинетная скульптура "Дон Кихот"- великолепный образчик Каслинского чугунолитейного завода, одно из самых известных произведений, отливаемое с 1887 года. Экспонируется в музее купеческого быта в Гостевом доме.
Коллекции каслинского художественного литья хранятся в Эрмитаже, Русском музее, в музеях Екатеринбурга, Челябинска и других городов России, а также в частных коллекциях. Считается, что продукция Каслинского завода царского периода способна удивить даже искушенного коллекционера.